Импортозамещающая методика экспресс-контроля моторного масла в системе смазки автомобиля

Ученые Витебского государственного технологического университета разработали устройство и экспресс-метод для контроля качества моторного масла в системе смазки автомобиля. По сравнению с зарубежными аналогами такая методика дает более точную и комплексную информацию.

Как сообщил один из авторов разработки заведующий кафедрой «Автоматизация производственных процессов» ВГТУ Андрей Науменко, над разработкой систем диагностики состояния моторных масел и технических жидкостей в вузе уже много лет занимается группа ученых под руководством профессора Александра Джежоры. Происходит это в сотрудничестве и по запросу предприятий Витебска, которые выпускают оборудование для автомобильной промышленности.

По словам Андрея Науменко, уровень износа масла обычно рассчитывается, исходя из пробега машины, либо наработанных мото-часов.  Новшество от ВГТУ позволяет конкретно определить этот уровень. И установить насколько снизились свойства и показатели масла.

– Основным эксплуатационным параметром промышленного масла является кинематическая вязкость, – рассказывает Андрей Михайлович. – В процессе эксплуатации масло становится более густым и теряет возможность смазывать детали авто. В увеличивается трение деталей и потери мощности. Наш прибор измеряет диэлектрическую проницаемость. Мы разработали методику, с помощью которой на основе этого показателя диагностируется кинематическая вязкость. Наши эксперименты показали, что у нового масла вязкость и диэлектрическая проницаемость имеют низкие значения. И по мере износа они растут. Мы установили, что в процессе эксплуатации автомобиля с ростом диэлектрической проницаемости масло становится более густым и увеличивается его вязкость.

Для диагностики в ВГТУ разработали специальный прибор. Он состоит из измерительного датчика и принимающего прибора, который анализирует полученную информацию. Результаты измерения передаются по беспроводной сети.

– Датчик ставится на масляный фильтр автомобиля, – пошагово описывает метод измерения ученый. – Перед началом измерений водителю надо через смартфон по Wi-Fi подключиться к прибору, внутри него стоит адаптер сети. И при открытии интернет-браузера на мобильном устройстве появится страница с результатами диагностики. Когда прибор показывает, что уровень износа масла более 80%, его рекомендуется менять.

Андрей Науменко подчеркивает, что такую диагностику важно регулярно проводить для нормальной работы машины.

– При несвоевременной замене масла автомобиль может раньше выйти из строя, чем это предусмотрено эксплуатационными характеристиками, – говорит ученый. – И придется отдавать его в ремонт. Слишком частая замена масла тоже нецелесообразна, она увеличивает расходы.

Новый прибор успешно прошел испытания на автомобилях. В планах ученых ВГТУ предложить эту разработку транспортным предприятиям и другим крупным организациям Витебска, где массово используется автомобильный транспорт.

Как отметил Андрей Науменко, с помощью одного прибора можно проверять образцы масла сразу от нескольких автомобилей. Такая возможность предусмотрена, например, для станций техобслуживания.

 

Науменко Андрей Михайлович

Заведующий кафедрой, кандидат технических наук, доцент

Подробнее
Фото руководителя

История кафедры «АПП»

история кафедры и её направления деятельности

Подробнее Фотография слайдера-1

Достижения кафедры «‎АПП»

посмотрите коллекцию наших достижений

Подробнее Фотография слайдера-2

Автоматизация производственных процессов

совокупность методов и средств, способствующие снижению участия человеческого фактора в процессе изготовления продукции.